Наталья (natalya_kiriche) wrote,
Наталья
natalya_kiriche

Categories:

Смертный. Элли Кэм. Рецензия

http://proza.ru/2011/01/27/1712

Немного о герое.
Автор, как мы видим, не дает ему ни малейшей возможности, пардон, закоснеть в рамках. Рамки могут быть любыми. Например, рамки морали.

Загнанный в эти рамки герой обязан творить добро, даже если ему, ой, как незадача, приходится делать зло - для того, чтобы получилось добро. Приходится творить зло меньшее - чтобы избежать зла большего. Или делать что-то такое, которое выглядит, как зло, пахнет, как зло, и лает, как зло - но оказывается таким вот неприглядным добром. Пока ты лечишь раны - боль есть врачевание боли. Что еще? Натворить много зла, но потом пожертвовать собой - и окажется, что ты на самом деле хотел, как лучше, а грехи свои искупил самопожертвованием.
Может, Мортен Жнец - адепт Добра, только добро такое хреновое и кровавое?

На первый взгляд, герой повествования действует именно в этих рамках: добро, тщательно скрытое под маской адского некромантского сумрака. Он крошит в капусту не в чем не виноватых граждан, носящих зерна - но это для пользы дела. Он собирает Стаю, которая в последствии разбежится и будет жрать горожан, которым не повезло - но это мелкие расходы, оправданные для достижения великой цели: упырей люди по-любому перебьют, зато Ургос изгнана. Даже резня в храме, необходимая для прохождения ритуала, дарующего некромантское могущество, в итоге оправдана высокой целью. Убив пятьдесят человек, Мортин Жнец обретает силу, которая способна защитить сотни тысяч других таких же человек.

Так кто же он, Волчонок из Вендо? Боль, которая есть врачевание боли?

Посмотрим на итоги. Урос изгнана, но не убита. Зло не побеждено. Зло просто-напросто отодвинуто с территории, на которой находится игрок.

Поединок Смертного и Ургос - это именно игра, кровавая, азартная, опасная, при этом выигрыш сомнителен, не определен... однако выигравший получает крутейший бонус. А вот какой, гадать бесполезно.

В повествовании этим бонусом оказывается магия Близнецов, сумевших освободить героя от печатей Ворона. В следующем эпизоде мы видим, как мастерски Смертный маг умеет пользоваться любой ситуацией и пудрить лю... оборотням мозги. Лежа на берегу озера, избитый, порезанный на карпаччо, обессилевший и лишившийся обожаемого артефакта, он все равно придуривается, делает умный вид и намекает, что так и было задумано.

При чем у Близнецов, не имеющих понятия о всей цепочке событий, появляются основания считать, что ТАК и правда было задумано; шаман, однако. Именно этот испуг, этот нагнанный страх губит их в итоге - они просто растерялись.
Герой ломает шаблон "добро-зло, как вечное противостояние". Он добивается поставленной цели без рефлексий, а нет - так помирать не страшно, не в первый раз...
Он не такой уж и бесчувственный ублюдок, каким себя считает. Жнец пытается оградить понравившихся ему людей (Иттар, например) от слишком близкого общения с собой (уж Мортин отлично знает, во что ей обойдется физическая близость с ним), он симпатизирует Большому, он по-своему жалеет население Дорна... но чего герой не делает, это "поступков во имя чего-либо".
Поэтому точно так же он не является адептом зла. Как ни крути, а город он спас, при чем все бонусы, полагающиеся за героизм и сообразительность, изначально находились под большим таким вопросом.

Мортин Жнец - это "пирожок без никто", существо, интересующееся чистым знанием, экспериментатор, который лезет в смертоносный Источник завершать ритуал (то есть, эксперимент над собой). Посмотрите на ситуацию внимательно: он, вроде бы, совершает жертвоприношение, позволяя читателю поверить на минуту в свою жертвенную сущность (скошенные косой люди немедленно прощены, Матросов бросился на амбразуру) - но на самом-то деле Смертный ПОЛЬЗУЕТСЯ СИТУАЦИЕЙ. Зная, что жить ему так и так осталось хрен да маленько (печать сломана), он собственную гибель в Источнике поворачивает и делу на пользу, и себе не во вред - стремится завершить ритуал Последнего Дракона. Насильственная смерть - это завершающая часть ритуала для обретения бессмертия. Близнецы помешали - ну, они же тут же и помогли.

Как следует отнестись к тому факту, что для героя люди сами по себе не представляют ценности и годятся только на исследования?
Резко отрицательно следует к этому отнестись.
Но Великому Магистру Мортену на это отношение начихать с катапульты. Он уже далеко не человек. Он и Ургос отпускает потому, что, как разумное существо, она ему ближе и понятнее, чем все человечество с Дагеро во главе и отцом Хидемом на подхвате.

Ургос (кстати о ней немного) вряд ли плела свои колдовские пакости из желания просто насолить покрупнее. Она не могла действовать из чистой идеи, потому, что жанр произведения - вовсе не сказка про Кащея Бессмертного, где зло гадит, потому, что оно злое. Ее мотивы не ясны читателю, зато их наверняка понял герой. Понял - и отпустил.

Удачливость героя - это один из видов удачи, когда не было бы счастья, да несчастье помогло.
Несчастья, как прямой курс всего жизненного плавания, делают Мортина по-очередно умным, хитрым, магом, крутым магом, и, наконец, бессмертным. Ребенок, взятый из теплого родительского гнезда, не добился бы того, чего добился Волчонок из Вендо. Только страшная боль смогла стать врачеванием другой боли. Поэтому Последний Дракон, который принес Волчонку истинное знание, мог брать с него любую цену. Герой знает о собственной боли достаточно, чтобы не брать в расчет чужую.

Интересен образ Занны - дамского варианта артефакта "богатырский или рыцарский меч". Как известно, мечи могут быть живыми. Это сотрудничество героя и его оружия обыгрывалось во многих произведениях от сказок Афанасьева и сэра Томаса Мэлори до Олди и Пратчетта. Элли Кэм первая решила описать, что будет, если оружие героя примет женскую ипостась. Так получилась Занна.

В заключении могу сказать, что за жизнь священника я совершенно спокойна. Не знаю, для какой цели Смертный пришел к отцу Хидему с визитом, но вряд ли это убийство из мести. Герою, существу предельно рациональному, эта глупость как бы не за чем.
Может быть, мы узнаем о цели этого визита в продолжении?
Subscribe

  • Сказки Измененных. Колыбельная

    В соавторстве с Элли Кэм После Ночи первого листопада Богиня собирала Великих Вещих в Закрытых галереях для проведения Обряда Трансформации.…

  • Сказки Измененных. Молоко

    Текст предыдущих глав отредактирован вместе с Элли Кэм. Последующая работа ведется в соавторстве. Ванесса и Артур долго не покидали новый дом.…

  • Про скандал Белоцерковской и Божены

    Сто лет так не делала. Чтобы как будто я в актуальных темах ЖЖ, и имею мнение. Но я имею мнение, хочу его высказать, а в моем ВК и ФБ сидят люди, не…

promo natalya_kiriche march 16, 2015 17:49 478
Buy for 10 tokens
Ты сказал, что я нетерпелива, Ты прав на все сто, но сначала надо меня понять. Я тороплюсь листать вперед, потому, что у меня мало времени, и много книг. Представь себе, как это. Я открываю книгу, и мне ведь нужно понять, стоит ли ее читать а для этого нужно пролистать вперед. Обложка может…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments